Когда мы говорим о мотивации и о понимании всеми сотрудниками, как им нужно работать, мы часто не задумываемся, что эти сотрудники просто не знают ничего ни о мотивации, ни о том, как правильно им выполнять свои обязанности.
Миссия – это краткий текст, определяющий «предназначение» компании. Она должна отвечать на вопросы: Что ценного мы создаём для общества, страны? Чего хотим изменить в окружающем нас мире?
Видение – это текст, описывающий будущее компании на перспективу 5-10 лет. Он должен отражать все наиболее существенные характеристики деятельности компании: «портрет» клиента, характеристики продуктов, ключевые ценности и тд.
Стратегия – это описания способа достижения заявленных миссии и видения.
Стратегические цели – это количественные или качественные ориентиры развития компании. Они разрабатываются на основе имеющихся миссии, видения, результатов стратегического анализа отрасли, оценки уровня конкуренции в ней, имеющихся ресурсов и конкретных возможностей.
Существует очень важный показатель, который определяет правильно ли вы поставили свои цели – SMART (Strategies Mission Action plans Tactics).
Мы можем в рамках стратегии разложить цели компании на конкретные отделы и написать конкретные планы каждого отдела в отеле, как он будет помогать выполнять общий план и достигать общей цели отеля.
Обратимся к эволюции модели менеджмента. Рассмотрим способы и подходы к управлению:
I уровень (низший)
Управление по заданиям (Managing by Tasks).
Руководитель сказал, работник сделал; не сказал – не сделал.
II уровень
Управление по процессам (Business Process Management, BPM).
Когда имеется организованный (поставленный) или прописанный (регламентированный) процесс, управление осуществляется в виде контроля и/или коррекции его исполнения.
III уровень (до которого большинство компаний не доходит)
Управление по правилам (System & Procedures, S&P).
Способ управления, при котором вся деятельность происходит в соответствии со сложившимися или специально разработанными нормами, стандартами и правилами.
IV уровень
Управление по целям (Managing by Objectives, MBO).
Достаточно широко разрекламирован, однако внедрен лишь в некоторых компаниях. Перед исполнителем ставится цель, которую он должен достичь, используя определенные личные способности и ресурсы компании. Этот уровень в настоящее время часто реализуется в виде внедрения в компании проектного управления (Project Managing, PM).
V уровень (вершина управления)
Управление по ценностям (Managing by Values, MBV).
Подход предполагает наличие определенных незыблемых ценностей в компании, на основе которых исполнитель сам ставит цели, наиболее точно отвечающие этим ценностям и наиболее адекватные в данный момент времени. ДОСТИГАЕТСЯ ВЫСШАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ.
Переходим к мотивации.
Мотивация персонала – это комплекс материальных и нематериальных стимулов, призванный обеспечить качественный и производственный труд работников, а также способ привлечь в компанию наиболее талантливых специалистов и удержать их.
Материальная мотивация – это количество денежных выплат работодателем сотруднику.
Исключительно денежные компенсации наличным и безналичным расчётом:
- основной оклад (зарплата) и регулярные дополнительные выплаты;
- премии, нерегулярные надбавки любого характера (за более высокую квалификацию, оплата сверхурочной работы, оплата за более интенсивный труд и тд);
- процент от продаж, за участие в проектах …
Между мотивацией сотрудников и целями компании существует прямая связь.
Управлять по целям (англ. Management by Objectives, MBO) значит согласовывать эти цели внутри организации таким образом, что руководство компании и сотрудники разделяют цели и понимают, что их значение для организации.
Целеполагание – это определение и установка целей в какой-либо деятельности. В менеджменте целеполагание – это один из важных этапов стратегического бизнес планирования.
Цель – чёткое представление о требуемом результате. Правильно поставленная цель задаёт критерии для её идентификации, даёт возможность обоснованно ответить на вопрос: Достигнута цель или нет?
Цели, как правило, разделяют на:
- долгосрочные и краткосрочные;
- цели во внешней среде (продукция, клиенты, конкуренты) и во внутренней среде (производство, персонал)
Исходными пунктами для постановки цели могут выступать миссия, видение, ценности компании, принцип отношений с конкурентами, проблемы компании, потребности компании.
Определение видения и миссии компании предшествуют целеполаганию, но отправной точкой в постановке целей является положение компании. Положение «здесь и сейчас» - для краткосрочных целей, положение «в будущем» - для долгосрочных (не следует путать с видением и миссией).
Анализ положения компании соединяет в одно целое представления о внутренних и внешних возможностях, учитывая их ограничения.
Процесс формирования общей цели компании за счет стратегии называют каскадированием (разложение/дробление/расшифровка или декомпозиция). Результатом являются созданные «карты целей» как для отдельных структурных подразделений компаний, так и для должностей (вертикальная интеграция). Лучшим способом определения корпоративных целей является формулировка их по направлениям деятельности, которые необходимы для реализации стратегии.
В этом случае хорошо использовать схему 4 составляющих Д. Нортона и Р. Каплана (вариант каскадирования):
- Финансы
- Клиенты и маркетинг
- Бизнес-процессы
- Персонал и системы
Для лучшего понимания каскадирования целей, предлагаем вам «расшифровку»:
Финансы
Увеличить прибыль отеля на N (%) или достичь N(RUR). Если нельзя посчитать – это нельзя достичь.
Клиенты и маркетинг
Обеспечить удовлетворенность клиентов на уровне N (%) и выше среднего по рынку в своём сегменте, получить и удержать N (%) рынка.
Бизнес-процессы
Обеспечить производительность труда на уровне коэффициента N.
Персонал и системы
Обеспечить выполнение и снижение показателей фиксированных затрат N (%), увеличение показателя вовлеченности/удовлетворенности N (%), работа с показателем текучести персонала N (%) и тд.
Необходимо помнить, что формальная оценка эффективности подрывает работу.
Ключевые показатели (KPI):
Ключевые показатели как шестеренки связаны друг с другом. Если ключевые показатели перестали работать, значит в вашей «машине» не хватает какой-то детали. Если сотрудник решил, что он может обманывать клиентов, общая цель компании с трудом может быть достигнута. Если присутствует обман, значит запустился процесс «победа любой ценой», значит ценности изменились.
Ценности (Values) – это общие указания (свод правил и ограничений), которые устанавливают основы того, как в организации осуществляется оперативное управление.
Управление по ценностям (англ. Management by Values, MBV)
- Ценности являются основой корпоративной культуры
- Ценности повышают привлекательность организации для потенциальных работников (но только для тех, чьи личностные ценности соответствуют корпоративной культуре данной организации) >>> из этого принципа будет написана программа PR для HR-бренда и сформулированы принципы оценки «подходящих» кандидатов на открывающиеся вакансии в будущем
- Ценности позволяют построить систему управления организацией так, чтобы она не была постоянного «ручного управления» и высокой регламентации, а также не была зависима от конкретных персоналий >>> это защитит организацию в тяжёлые времена
- Ценности помогают создать такую культуру, при которой работники начинают «думать» и руководствоваться в принятии решений принципами и правилами, принятыми в организации, даже когда за ними никто не наблюдает. Они относятся к организации, как к своей собственности, разделяя её культуру, чувствуют принадлежность к ней >>> это позволяет организации удерживать ценные кадры внутри, развивать своих людей и защищать организацию во время кризисов
- Ценности помогают реализовывать выбранную организацией стратегию
Вернёмся к ключевым показателям эффективности (KPI), которые помогают в достижении стратегических и тактических (операционных) целей:
- GOP – Gross Operational Profit Валовый доход, прибыль
- Online Rating Электронные системы определяющие отношение к отелю клиентов
- Occupancy % Загрузка в % - стратегический показатель, влияющий на прибыль
- ADR – Average Daily Rate Средний показатель цены в день (сезонность, разность клиентов и тп)
- REVPAR – Revenue Per Available Room
- Customer Satisfaction Удовлетворенность гостей (опрос)
- Advertising ROI Возврат ваших инвестиций
KPI для оценки эффективности управления персоналом:
- Wage/Salary Cost (заработная плата, %) по отношению к актуальным продажам (vs actual sales) и по отношению к бюджету (vs Budget) – обычно 33-35%
- Total/Gross Labor Cost (все фактические понесенные расходы на привлечение персонала, %) – все налоги на з/п, все страховые взносы, ДМС и медицинское обследование, питание, обеспечение жизнедеятельности сотрудников, и все налоги на услуги внешних провайдеров
- Total Labor Hours (общее количество отработанных часов): совокупное количество отработанных часов всеми сотрудниками отдела за отчётный период. Показатель используется для измерения продуктивности (часы к объему продаж) – обычно для rooms 75-80%, F&B 30-35%
- Event Labor charge-out/Outsourcing (привлечённый персонал): привлечение внешней рабочей силы отслеживается в фиксированной сумме расходов на отработанные часы. Измеряют эффективность привлечённого персонала по двум схемам: относительно собственных з/п, если это возможно, нет – продуктивность – расходы по отношению к продажам по отделам
- Labor turnover (текучесть персонала, %): количество сотрудников на конец месяца в каждом отделе и совокупно в отеле. Анализируют соответствующие периоды разных лет и годовой показатель
- Average length of employment (выслуга лет, %): этот показатель актуален только при определенной корпоративной культуре, в крупных сетевых отелях применяется иначе
МОДЕЛЬ СОВОКУПНОГО ПООЩРЕНИЯ
Стратегия совокупного поощрения должна быть согласована с бизнес-стратегией и стратегией HR, чтобы обеспечить достижение целей компании. Оптимальная структура совокупного поощрения может помочь привлекать, мотивировать и удерживать талантливых сотрудников, чей вклад необходим для достижения поставленных перед компанией целей.
Вознаграждения
Денежные средства, выплачиваемые работодателем работнику за оказанные услуги.
Льготы
Программы, которые работодатель использует в дополнение к денежному вознаграждению, выплачиваемому сотруднику.
Баланс работа – жизнь
Определенный набор конкретных практических форм работы, политик, программ, а также философия организации, которые оказывают активную поддержку сотрудникам в достижении успеха на работе и за её пределами.
Оценка эффективности работы и признание
Оценка эффективности работы включает согласование и последующую оценку действий отдельных работников, команд и всей организации по достижению бизнес идей, ведущих организацию к успеху. Признание особо отмечает действия, усилия, поведение или эффективную работу сотрудников.
Развитие и возможности карьерного роста
Развитие – это обучение, направленное на расширение и углубление навыков и компетенций сотрудников. Возможности карьерного роста подразумевают планирование, которое помогает достижению сотрудниками их целей построения культуры.
МАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ
(напрямую связана с целями)
Доплата – компенсационная выплата, связанная с выполнением работы в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (режим работы, дополнительная работа, другие условия труда).
Надбавка – стимулирующая выплата, поощряющая высококачественное или высококвалифицированное исполнение работником своих трудовых обязанностей либо с особыми качествами работника.
Премия – стимулирующая выплата, выплачиваемая, как правило, всем или большинству работников при достижении установленных показателей и условий премирования в целях поощрения достигнутых успехов в работе и стимулирования дальнейшего их роста.
- Прямая сдельная з/п = сдельный заработок + доплаты + надбавки
- Сдельно-премиальная з/п = сз + д + н + премия
- Сдельно-прогрессивная з/п = сз + д + н + п + прогрессивная доплата за перевыполнение норм выработки
- Простая повременная з/п = тарифная ставка + д + н
- Повременно-премиальная з/п = тс + д + н + п
- Коллективная з/п: начисляется коллективу работников (отделу) и затем распределяется между конкретными работниками в зависимости от коэффициента трудового участия каждого (время/базовый оклад)
- Проектная з/п: начисляется за выполнение особо важной или сложной работы в более сжатые сроки, чем было заявлено. з/п по этой системе существенно выше
- Контрактная з/п: устанавливается в срочном трудовом договоре, заключенном между работником и нанимателем, включает в себя различные доплаты, надбавки и премии
Классификация доплат и надбавок:
- Компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда (доплаты за работу с вредными условиями труда, сверхсрочную работу, работу в выходные и нерабочие праздничные дни, работу в ночное время, интенсивность труда)
- Компенсационные выплаты, связанные с выполнением дополнительной работы (доплаты за совмещение профессий (должностей) или исполнение временно отсутствующего работника, руководство бригадой (звеном), обучение, экспедирование материальных ценностей, межразрядную разницу)
- Стимулирующие выплаты (надбавки за классность, высокое профессиональное мастерство, стаж, по итогам работы за месяц).
Различия мотиваций: Изменения приоритетов:
10 компетенций, которые будут востребованы в 2020 году:
(прогноз от аналитиков World Economic Forum)
- Умение решать сложные задачи (Complex Problem Solving)
- Критическое мышление (Critical Thinking)
- Креативность (Creativity)
- Компетенция управления людьми (People Management)
- Навыки координации, взаимодействия (Communication, Interaction)
- Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence)
- Суждение и принятие решений (Judgement & Decision Making)
- Клиентоориентированность (Service orientation)
- Умение вести переговоры (Negotiation)
- Когнитивная гибкость (Cognitive flexibility)
Из списка полностью исчезли «активное слушание» и «контроль качества», уступив место «эмоциональному интеллекту» и «когнитивной гибкости».
Вариант чек-листа опросника сотрудников отеля: